
Данным законом внесены поправки, согласно которым теперь одним из принципов госполитики и правового регулирования отношений в сфере образования провозглашено единство обучения и воспитания. При этом, к целям воспитания учеников отнесены формирование у них трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам. Для реализации трудового воспитания обучающихся новый закон установил обязанность учеников принимать участие в общественно полезном труде, направленном на формирование у них «трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда». В связи с этим, школам вменяется оказывать содействие добровольческой (волонтерской) деятельности обучающихся и их участию в общественно полезном труде. Следует отметить, что трудиться школьники будут исключительно с учетом своих возрастных и психофизических особенностей и в рамках образовательной программы. Допускается также привлечение школьников к труду, выходящему за пределы такой программы, но в этом случае регулироваться данный процесс будет нормами трудового законодательства. По новым правилам, ученики обязаны относиться к имуществу своей школы бережно и поддерживать в ней чистоту и порядок. Иными словами, официально возрождаются дежурства по классу с дружным подметанием и мытьем полов, поливом растений и протиранием доски, парт и столов.
Целью основного общего образования, наряду с прочими, теперь является формирование у обучающегося способности к профессиональному самоопределению. В связи с чем, с учениками в обязательном порядке будут проводиться мероприятия по профориентации. По мнению разработчиков данного закона, поправки внесены в целях «научить детей с юных лет понимать значимость и ценность труда, его роль во всех сферах жизни», развить у детей «чувства причастности к единому делу, выработки активной жизненной позиции, умения ориентироваться в социуме», ведь лишь «ребенок, который умеет и любит трудиться, сможет во взрослой жизни состояться в профессии, в семье, в социуме».
Не зря говорят, что все новое – это хорошо забытое старое. Изучая данный закон, на ум невольно приходят истории бывших учеников советских школ о том, как централизованно их возили «на картошку» и т.п., тем самым со школьной скамьи прививая детям трудолюбие и ненавязчиво приобщая их к физическому труду. И как бы не хотелось им нести эту трудовую повинность, воспоминания о таких днях носят в основном положительный оттенок.